Крупногабаритные грузы необходимо перемещать с особой осторожностью, не создавая опасности для остальных участников дорожного движения. Согласно российскому законодательству крупногабаритным считается груз, превышающий в высоту 3,1 метра, в ширину — более 2,55 м, в длину — от 16 м, а также выступающий за габариты транспортного средства сзади больше, чем на 2 м.
Для транспортировки сельскохозяйственной техники, машин для дорожных работ, станков, крупных строительных элементов (трубы, железобетонные плиты) используют специальную платформу — автотрал.
Особенности конструкции
Трал — это полуприцеп с платформой, на которую помещается груз. Конструктивные элементы:
- рама — обычная или раздвижная;
- колесные оси — от их количества зависит грузоподъемность. Чем их больше, тем равномернее распределяется нагрузка;
- ССУ — дышло, соединяет тягач и полуприцеп;
- подвеска:
- гидравлическая (тяжелые тралы);
- рессорсная (универсальная);
- пневматическая (чаще всего устанавливается на низкорамниках);
- балансирная (встречается нечасто, преимущественно на высокорамных моделях).
При транспортировке важна не только безопасность людей, но и сохранность груза. У тралов центр тяжести расположен достаточно низко. Эта особенность предотвращает опрокидывание транспорта.
Виды тралов по грузоподъемности
Грузоподъемность — важный критерий при выборе транспорта. Тралы для перевозки негабаритных грузов бывают:
- легкие — до 25 т;
- средние — до 45 т;
- тяжелые — 45-110 т;
- сверхтяжелые — свыше 110 т.

Первые три категории подходят для транспортировки комбайнов, сеялок, станков, строительного оборудования. Сверхтяжелые же используют для перемещения крупных неделимых объектов — самолетов, катеров, домов и т.п.
Высокорамный трал
Погрузочная платформа высокорамного трала находится на высоте более одного метра. Она ровная, поэтому вся полезная площадь используется максимально эффективно. У этого типа полуприцепов большой дорожный просвет, специальные шины. Они выдерживают низкие температуры и сложные дорожные условия. Этими машинами доставляют буровое и нефтедобывающее оборудование в труднодоступные районы.
Грузоподъемность высокорамных полуприцепов — от 30 до 105 т. Длина платформы — 7-17 м.
Подвеска у автотралов этого типа чаще всего рессорсная. Она жесткая, несложная в ремонте. Подходит для шин увеличенного размера, что важно в условиях бездорожья.

Низкорамный трал
Низкорамные тралы предназначены для перевозки тяжелого промышленного оборудования, высоких грузов. Форма рамы ломаная, поэтому такой тип получил название «трал корыто». Платформа у него находится на высоте от 60 до 90 см, а в заниженной модели — 30 см. Это существенно облегчает погрузку. Если особенности перевозимой техники позволяют, то она самостоятельно заезжает на полуприцеп по аппарелям. В остальных случаях используют вилочные погрузчики.
Устойчивость тяжеловозу придает гидравлическая подвеска. Она позволяет регулировать дорожный просвет и равномерно распределять нагрузку на оси. Грузоподъемность низкорамных полуприцепов — выше 90 тонн. Они подходят для перевозки станков, дорожно-ремонтной техники, сельхозмашин. Но непригодны для езды по грунтовой или проселочной дороге.

Автотралы с задним заездом
Строительные конструкции, трубы, цистерны и контейнеры загружают на полуприцепы с помощью кранов. Самоходная техника заезжает на платформы самостоятельно. Так погрузка идет быстрее, процесс безопаснее. В задней части трала предусмотрен трап — опускающиеся направляющие для заезда.
Виды:
- Съемные. Это направляющие из легко сплава, после погрузки складываются в отсек под платформу.
- Механические — управляются вручную, различаются по степени грузоподъемности.
- Гидравлические — приводятся в движение гидравлическим приводом. Бывают одно- и двухсекционные.
Достаточно большой угол заезда не подходит для погрузки спецтехники с небольшим клиренсом.

Трал с передним заездом
Угол наклона откидных трапов составляет около 18˚. Катки, асфальтоукладчики, гусеничные экскаваторы не могут его преодолеть. Для решения этой проблемы используют тралы с заездом спереди. Их особенность — пониженная высота платформы и отстегивающийся гусак. Перед погрузкой гусак, закрепленный на ССУ, отсоединяют от рамы. Затем тягач отъезжает. Угол для заезда получается небольшой, грейдер или тяжелый бульдозер с ним справится.

Телескопический трал
Эта разновидность полуприцепов отличается раздвижной платформой. Ее высота 600-900 мм. Рама состоит из секций, которые фиксируются пневмозамками в раздвинутом положении. Это универсальный тяжеловоз. Его можно использовать как обычный прицеп, а в максимально раздвинутом состоянии — для перевозки длинномерного груза (труб, опор для ЛЭП и т.п.)
Секции бывают одинарными, двойными и тройными. Грузоподъемность — до 90 тонн.
Платформа чаще всего раздвигается на длину от 14 до 25 м, максимальное значение — до 40 м. Самый длинный трал — MultiMAX от компании Faymonville в разложенном положении составляет 48 м!

Конструкция осей у этого вида полуприцепов поворотная. Она облегчает маневрирование в условиях ограниченного пространства. Основной недостаток автотралов-трансформеров — по мере увеличения длины платформы снижается грузоподъемность.
Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов — сложный процесс. Успешная транспортировка зависит от типа груза, его веса, качества дорожного покрытия и маршрута. Но только правильно подобранный тип трала обеспечит безопасность перевозки и полную сохранность спецтехники и оборудования.